Новости

Межкультурная коммуникация: как подготовиться к переговорам с латиноамериканцами?

Межкультурная коммуникация
Межкультурная коммуникация — это процесс взаимодействия людей из разных культур. В условиях глобализации бизнеса компании часто коммуницируют с партнерами, клиентами и сотрудниками из различных стран и культурных сред. Это создает необходимость учитывать культурные различия для эффективного общения и достижения нужных результатов. Иначе, как же привести компанию к успеху?

С какими же базовыми проблемами межкультурной коммуникации неизбежно столкнется тот, кто захочет построить бизнес с иностранными партнерами?

1. Общие культурные различия:

Каждая культура обладает уникальным набором ценностей и норм. Очевидно, что выстраивать коммуникацию с японцем и американцем стоит по-разному, особенно в контексте деловых отношений. Хотя бы на базовом уровне изучите страну, с представителями которой собираетесь сотрудничать, ее историю и культуру.

2. Языковой барьер:

Язык = доверие. Очень часто именно владение языком становится определяющим фактором в построении бизнес-отношений, особенно, в культурах, где неформальные отношения стоят на первом месте. Даже если на момент переговоров вы еще не говорите на языке ваших потенциальных партнеров свободно, их безусловно впечатлит ваше стремление погрузиться в их культуру.

3. Специфика стратегии ведения переговоров:

Стиль ведения переговоров также зависит от культурного контекста; например, одни страны отличаются быстротой принятия решений, тогда как другие отдают предпочтение длительным обсуждениям.

Какой же вывод мы можем сделать?

Если вый действительно стремитесь к успеху, то вам придется разобраться в том как адаптировать свои подходы для создания доверительных отношений с партнерами. Без понимания социокультурной специфики страны, с которой ведутся переговоры, велик риск провала сделки.
И вот та самая правда: то, что работает у нас, не работает у них. Я предлагаю разобраться на примере, почему так важно заранее разобраться в особенностях коммуникации с конкретной страной. Для наглядности нам послужит ситуация между российской и латиноамериканской компаниями.

Давайте разберем бизнес-кейс!

Кейс: Российская компания решает заключить контракт с латиноамериканским производителем для совместной разработки нового продукта. Сделка выгодна обеим сторонам, однако уже на начальном этапе переговоров возникают трудности, и сделка срывается.

Так что же пошло не так, если обе стороны представляют надежные компании и заинтересованы в сотрудничестве?

На одной из встреч российская сторона ожидает от латиноамериканской четкого ответа по обговоренным условиям сотрудничества. Латиноамериканские коллеги опаздывают на час, долго не переходят к делу, разговаривая о домашних делах, не дают однозначного ответа и предлагают обсудить оставшиеся вопросы на следующей встрече. Российская сторона, не привыкшая к такому долгому циклу сделки, принимает решение прекратить сотрудничество, усматривая в поведении латиноамериканцев отсутствие заинтересованности и безответственность. Однако, дело в том, что российские бизнесмены не учли специфики региона, с которым собирались сотрудничать.
Как же избежать подобной ситуации?

Прежде, чем приступать к переговорам, обратите внимание на опорные точки, по которым следует оценить специфику культуры, с которой вы сталкиваетесь. Эти знания помогут вам в процессе переговоров и не дадут вам ошибиться, меряя чужую культуру собственными мерками.
Коммуникация: ваши партнеры, в отличие от вас, могут избегать прямой коммуникации и общаться «между строк»: не выдвигать предложений напрямую, или, например, предпочитать неформальные разговоры формальному обсуждению деловых вопросов.

Критика: в некоторых культурах не принято критиковать прямо: о том, что партнерам что-то не нравится, вы, вероятно, сможете догадаться только из смутных намеков.

Убеждение: для некоторых стран принципы вашей компании и глобально идеологический компонент может оказаться важнее, чем цифры и показатели. Это обязательно нужно учитывать при построении стратегии убеждения и презентации компании

Лидерство: обратите внимание на то, как устроена иерархия в иностранной компании-партнере; в первую очередь на то, можно ли выделить в ней однозначного лидера.

Принятие решений: для построения правильной стратегии убеждения выясните, кто принимает решения: коллектив или все-таки руководство.

Доверие: вероятно, построить доверительные отношения с партнерами окажется важнее и продуктивнее, чем демонстрировать им последовательно и успешно решаемые задачи.

Несогласие: отношение к конфликтам также варьируется от региона к региону: в каких-то культурах не принята прямая конфронтация, в то время, как для других конфликт - нормальный способ выражения несогласия.

Планирование времени: речь идет об упомянутых в примере выше опозданиях, растягивании цикла сделки и глобально более или менее гибком отношении ко времени. Например, пунктуальность, значимая для одной культуры, может показаться представителям другой страны излишней и даже отталкивающей.

Мы с вами убедились, насколько сложным оказывается построение деловых отношений с представителями других культур. В следующих статьях нашего цикла о межкультурных коммуникациях мы обратимся непосредственно к Латинской Америке и разберемся в ключевых особенностях этого региона с точки зрения бизнеса. Чтобы не пропустить следующий материал, следите за мной в тг канале: @esp_kristina